bumerang777 (bumerang777) wrote,
bumerang777
bumerang777

Categories:

Бартини: Красный барон, "Воланд", маг, изобретатель, и ... авантюрист


"Прошлое, настоящее и будущее - одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом"- Роберто Бартини
Однажды я разместил пост "Почему царь Борис в Андорре завис".   В комментариях я написал почему эта тема возникла на страницах "Специального назначения":  Авантюристы-особый тип личности. Без них наша жизнь - кастрюля с долго простоявшим борщом. Кушать можно, если разогреть, поперчить и добавить специй.Эти люди, присутствующие у всех народов и наций, и есть тот самый перец и специи.
Многие люди, о которых идет речь на страницах "Специального назначения" (Переименован в "Бумеранг777), не лишены определенной доли авантюризма.

Со временем молва, работы различных авторов, пишущих о этих необычных людях, приписывает им особые своейства и поступки, создающий ореол, миф. И- гарантирует... бессмертие...
Наверное - это хорошо.
Думаю и дальше продолжать размещать материалы по данной тематике, а ЖЖ назван не "СпН", а "Специальное назначение", то есть о том, что выходит за обычные параметры.

По-сути, вся история спецслужб, биографии многих необычных людей, обладают чрезвычайно высокой степенью мифологизации, а факты, по понятным причинам, мы проверить не можем.

Зато, как это интересно и необычно для большинства людей.

Слава авантюристам! "

В ответ поступил следующий комментарий от  нашего собрата по блогосфере [info]a_bg

" Вот еще один человек не менее фантастической судьбы-Бартини, Роберт Людвигович ТОЛЬКО ВДУМАЙТЕСЬ:

-прототип Булгаковского Воланда

-итальянский барон, отказавшийся от миллионного наследства

-итальянский коммунист, эмигрировавший в СССР

-в 1935 году на сессии ВКП (б) выступивший с новыми идеями

-учитель Королева и Лавочкина

-создатель 60 (!!!) реализованных (!!!) проектов самолетов

-философ, создатель концепции трехмерного времени

Роберто Бартини был личностью сколь загадочной, столь и универсальной. Во втором томе "Энциклопедии непознанного" о нем сказано просто и емко: пришелец, контролирующий техническое развитие человеческой цивилизации. "По совместительству" он был итальянским бароном, лауреатом Ленинской премии, инженером, физиком, авиаконструктором. Под его руководством работали Королев и Лавочкин. А еще вроде именно он стал прототипом булгаковского Воланда.
Его квартира настораживала и потрясала: одна комната была выкрашена в ярко-красный цвет - здесь Бартини впитывал энергию космоса. В другой - потолок был весь в звездах, а на стенах изображено море с островами - здесь Бартини работал. Причем всегда при плотно зашторенных окнах."

***

От себя добавлю: Бартини умудрился даже  в "Операции трест" ... поучаствовать... Есть версия о том, что "Красный барон" принимал участие в срыве одной из операций Бориса Савинкова...

Я долго не мог собраться, сделать материал об этом человеке. Слишком уж все необычно. А потом решил: Соберу-ка я самое интересное о нем, размещу у себя в ЖЖ, а народ пусть сам читает, смотрит фильмы.
По-другому вряд-ли возможно. Какой смысл что-то переписывать, мудрить, а тем более делать однозначные выводы и обобщения?
Ведь - это одна из личностей, в отношении которой,  обладая нашими знаниями и объемом информации, выводы и обобщения делать рано. Слишком все необычно для нашего сознания.

Вот с детства занимаюсь изучением разных необычных вещей, но ЭТО слишком уж необычное.
Поэтому - или сейчас, или вообще никогда не посмею прикоснуться к теме о Бартини.
Поэтому, "слепил" то, что смог.
Думаю - всем будет интересно...

Роберто Бартини – неизвестность гения


Чем больше мы пытаемся почувствовать Роберто Бартини, тем больше параллелей возникает с загадочным сербом Николой Теслой. Непонятные окружающим мыслительные ходы, приводившие к решению казалось бы нерешаемых задач, масса находок, так и оставшихся нереализованными, масштабные идеи (у Теслы – в электродинамике, у Бартини – в космологии) и даже отношение к внешнему виду.
Но, самое главное, несмотря на высокую степень задокументированности связанных с ними событий, оба остались глубоко скрытыми загадками.
Мы так и не можем проникнуть в возникновение, развитие и полный смысл их идей.
И все-таки, несмотря на эти параллели с Теслой, при характеристике Роберто Бартини напрашивается сравнение с мифическим профессором Воландом Михаила Булгакова. Но не в той ипостаси воплощения темных сил, в которой Воланд выступает в романе «Мастер и Маргарита», а в особенностях личности, которые позволили столь живо выписать этот образ.
В формировании этой базовой фигуры, обусловившей богатство сюжетных линий и глубину романа «Мастер и Маргарита», Бартини сыграл ведущую роль.
Он стал прототипом Воланда. Правда, некоторые его свойства Булгаков просто-напросто инвертировал и гипертрофировал. Но это уже право автора – он писал другую фигуру. Мы же попытаемся понять гениальность прототипа.
Сначала за него «боролись» политика и авиация.
Бартини, сын итальянского аристократа, после пребывания в плену в Хабаровске (он воевал в Первой мировой) «загорелся» идеями коммунистов. Но и авиация – самая романтичная область техники тех времен – тоже «захватила» его. В 1921 году он оканчивает летную школу, вступает в Итальянскую коммунистическую партию. В 1922 он поступает в Миланский политехнический институт. И в том же году его группа охраняла советскую делегацию на Генуэзской конференции. В те же годы он сотрудничает с Борисом Иофаном, пребывавшем в Италии отнюдь не только с целью повышения квалификации архитектора.
Есть сведения, что он был задействован в срыве одной из операций Бориса Савинкова.
Однако после установления в Италии фашистского режима следует отправка в СССР. Здесь произошла удивительная вещь. Бартини во всех документах начинает отмечать национальность – русский.
И это не было уступкой чьи-то требованиям. И тут авиация получает дополнительные возможности в борьбе за Бартини. В России он интересен именно как авиационный инженер. И его одаренность способствует быстрому продвижению. Несколько лет – и Бартини, начав как практический инженер, - уже комбриг (соответствует генерал-майору), член Научно-технического комитета ВВС.
Вот с этого момента Бартини начинает выступать как авиаконструктор. И с первых шагов замечается необычность предлагаемых решений. Бартини обладал феноменальным проникновением в «бытие» создаваемого изделия. Конечно, мы не сможем полностью понять то, каким образом возникали замыслы его летательных аппаратов. Но некоторые важные факты можем зафиксировать. Еще со студенческих времен Бартини интересовала проблема гладкости.
В результате был разработан общий метод построения непрерывных в высших производных аналитических контуров, плавно покрывающих всю поверхность. Такая доведенность исследования до завершенного результата указывает нам на то феноменальное проникновение в секреты взаимодействия обтекающей среды с обтекаемой поверхностью, которое объясняет творчество Бартини.
Как Тесла в токи высокой частоты, так и Бартини перевоплощался во взаимодействие этой среды с конструкцией задумываемого летательного аппарата. Только таким образом можно объяснить все его разработки, каждая из которых представляла собой «прорывную инновацию» в авиастроении.
Но Бартини стремился осмыслить это перевоплощение. Его феноменальное восприятие работало и в «бытии» идей. Он утверждал, что возможна математизация рождения идей. В первую очередь это относилось к его диалектическому методу «и – и», когда в устройстве создаваемого изделия соединялись, казалось бы, взаимоисключающие требования.
Итак, к моменту знакомства с Михаилом Булгаковым Роберто Бартини вполне сложившийся гениальный авиаконструктор с романтической биографией, проекты которого вызывали опасения своей необычностью. Это он, а не гонщик Михаэль Шумахер, получил прозвище «красный барон». Но Бартини не затворник, он светский лев с великолепными манерами аристократа, с тщательным отношением к внешнему виду. Так же Булгакову «подошла» и его манера разговора – необычные ассоциации, обусловленные тем, что Бартини не нужно было объяснять промежуточные ступени. «Аннушка уже разлила масло» – фраза, почти бессмысленная для обычного восприятия, вполне в стиле выражения мыслей Бартини.

Парадоксальным образом эта же необычность обусловила и безвестность авиаконструктора Роберто Бартини. Шестьдесят проектов, среди которых самолеты-рекордсмены, новые типы летательных аппаратов. И только один пошел в серию. Никакой другой самолет не смог быть использован для налетов на Берлин в августе 1941 года. Новаторские идеи Бартини могли воспринимать только профессионалы высокого уровня. О.К. Антонов и С.П. Королев считали его своим учителем. Королев демонстративно подчеркивал это. В разные годы с Бартини сотрудничали В.М. Мясищев, А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин и другие известные лица нашего авиастроения.
Но массе интересующихся Бартини был неизвестен.

Впрочем, его это не волновало. Скорее всего, его волновало непонимание того, что ему казалось простым и понятным. И после очередного непринятого проекта он начинал новый. Ведь мысль все уже прорисовала, довела до ясности, не понять которую, казалось, было невозможно.
То же самое произошло и с его идеями в области космологии. Началось все с наблюдения того, что любую физическую величину мы фиксируем, пользуясь изменением положения измерителя во времени. Так появилась идея таблицы, позже названной таблицей Бартини-Кузнецова. Следует отметить, что сама идея опереться только на L и T родилась в работах Максвелла, который даже вывел одну из физических единиц.

Но идея таблицы, дающая возможность «вычисления» обобщений, принадлежит уже Роберто Бартини. За этим последовали идеи трехмерности времени. Их необычность, а также необычность фигуры автора вызвали резкое отрицание в кругу физиков: какой-то инженер влез в «святую святых».
И только влияние Бруно Понтекорво и Мстислава Келдыша (тогдашнего президента АН СССР), позволили решить проблему с публикацией столь необычного материала столь необычного автора, при этом продолжавшего работать как авиаконструктор, в «Вестнике Академии наук». Вот отрывок из воспоминаний С. Герштейна: «После публикации статьи Бартини Бруно [Понтекорво] имел-таки некоторые неприятности.
Во-первых, он получил письма сразу от нескольких "сумасшедших", упрекавших его в том, что он представил украденные у них идеи. Во-вторых, ему позвонили из Отдела науки ЦК КПСС и стали интересоваться, не является ли эта статья розыгрышем. Именно с такой жалобой обратились в указанный орган некоторые математики, посчитавшие оскорблением помещать розыгрыш в журнале, где они печатают свои гениальные работы. (В том, что статья - розыгрыш, начиная с первой фразы, которую я привел выше, они не сомневались. Вымышленной показалась им и необычная фамилия автора, что также было принято за какой-то непонятный элемент розыгрыша).

В разговоре с инструктором ЦК Бруно (как делал он обычно в разговоре с остановившим его инспектором ГАИ) перешел на весьма ломаный русский язык и с возмущением отверг предположение, что "Роберт Орос ди Бартини" - вымышленный человек. "Обратитесь в Оборонный отдел ЦК. Там о нем должны знать. Удивительно, что вы не знаете" - сказал он. На том разговор и закончился.
Впоследствии я увидел работу Бартини в сборнике по гравитации, изданном К.П. Станюковичем.»

По условиям завещания не вскрыт архив Роберто Бартини. Остались обломки его последнего «Змея Горыныча». Осталось ощущение нереализованности многих идей, в том числе и в области методологии инженерного творчества и космологии.
Сейчас, когда ушли уже почти все, непосредственно знавшие Роберто Бартини, только сохранение памяти о самом выдающемся авиаконструкторе ХХ века может помочь нам превратить в инновации нестандартные плоды его парадоксального мышления.


Фильм "БАРТИНИ"

Первая серия



Вторая серия


Tags: Авантюристы, Бартини, История, Парапсихология, СССР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 500 tokens
Вход здесь
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

Recent Posts from This Journal