bumerang777 (bumerang777) wrote,
bumerang777
bumerang777

Categories:

Печатные СМИ в Украине: провальный сезон, который не заканчивается


Не секрет, что эра печатной прессы подходит к концу. Летом произошло знаковое событие: прекратил существование популярный журнал «Барвинок», основанный в далеком 1928-м и выходивший ежемесячно на протяжении 91 года.
«В первом полугодии у нас было три с половиной тысячи подписчиков. В этот же период в прошлом году – шесть тысяч. Количество подписчиков постоянно падает», – написал редакционный коллектив о прекращении работы «Барвинка» в последнем июньском номере журнала. В инновационную эпоху развитие цифровых медиа и их последующее доминирование можно считать логичным эволюционным процессом. Но все же стоит разобраться, почему печатные издания в Украине закрываются, а новые СМИ становятся фаворитами, на которые и делают ставки медиахолдинги и рекламодатели.

Состояние современного рынка печатной прессы в Украине

Началом кризиса печатной прессы в Украине можно считать 2008 год, затем последовал 2013-й, принесший очередное сокращение бюджетов. В тот же год обанкротилось крупнейшее подписное агентство «Саммит». У него появились долги, и ряд издательских компаний перестали отпускать предприятию свою продукцию.

«Саммит» создавался как альтернатива «Укрпочте» по доставке газет и журналов. Качество доставки было основным преимуществом подписного агентства. Кризис начался в 2012-13-м, когда начали сильно уменьшаться объемы подписки на газеты и журналы. Сначала закрылись «Галицкие Контракты», «Инвестгазета», потом глянцы «Esquire Украина», National Geographic, «Домашний очаг», украинский Men’s Health. Уходит с рынка ИД «Коммерсантъ», – вспоминает Игорь Степурин, руководитель издательства «Саммит-книга». Некоторые из перечисленных экспертом СМИ отказались от печатных версий и перешли в диджитал (например, «Галицкие Контракты» – Kontrakty.ua), а кто-то ушел с рынка полностью – как ИД с российскими корнями «Коммерсантъ».

За окном уже 2019-й – объемы подписных тиражей продолжают падать, а издания с историей закрываться. Можно сказать, что рынок достиг своего дна и дальше падать ему некуда. Но как скоро печатная пресса закроется совсем? Так, Юлия Мостовая, редактор еженедельника «Зеркало недели», в одном из комментариев сказала, что «печатные СМИ будут выходить еще несколько лет».

Однако сегодня появляются новые ситуативные классифайды, в связи с чем многие специалисты рынка пока не берутся называть точную дату заката печатной прессы.

«Я не сторонник резких заявлений о том, что прессе осталось 2-3-5 лет. Во многом это зависит от предпочтений аудитории», – говорит председатель Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) Сергей Томиленко.

Несомненно, развитие интернета и цифровых технологий повлияло на сокращение печатных медиа. Но только ли это?

Каналы доставки прессы умирают быстрее, чем сама пресса

Интернет – это сильный фактор, однако более значимым и ускорившим весь процесс «схлопывания» стало то, что каналы доставки прессы перестают функционировать должным образом. Действительно, печатная пресса по-прежнему востребована, у нее есть своя аудитория, но каналы доставки в виде логистики, сетей сбыта закрываются с достаточно большой скоростью. А это критический фактор, находящийся между читателем и продуктом, – именно разрушение системы сбыта привело к тому, что тиражи катастрофически сокращались в последние годы.

Если брать Киев, где все еще остается существенная аудитория, у общественно-политических изданий самой мощной сетью считается «Союзпечать», при этом каждый год она сокращается от 10% до 20%. Киоски по продаже периодики просто не в состоянии приносить прибыль, такую, например, как продажа сигарет и всего остального, что имеет более высокую маржинальность. Именно поэтому речь идет уже об остатках сети «Союзпечать».

«Сегодня в Киеве 300 точек «Союзпечати», из которых только 220 можно назвать точками по распространению прессы, все остальные задействованы в партнерской программе. Их сдают в аренду другим компаниям, которые тем не менее по договору аренды обязаны сохранить минимальный ассортимент прессы. Сделано это с целью, чтобы в лучшие времена вернуть точки назад, – рассказывает Алексей Бабанский, президент Ассоциации распространителей прессы Украины и заместитель директора агентства «Союзпечать». – Если говорить о тенденции, то в середине 90-х насчитывалось порядка 550 точек «Союзпечати». Кроме этих точек, были также точки, принадлежащие мелким сетям, редакциям газет. Всего сеть насчитывала около 1000 объектов распространения по городу».

https://ubr.ua/

Tags: СМИ, Тенденции, Украина
Subscribe

Posts from This Journal “СМИ” Tag

Buy for 500 tokens
Сжигание тьмы - Николай Константинович Рерих. 1924. Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война - с собственным невежеством, агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments