bumerang777 (bumerang777) wrote,
bumerang777
bumerang777

Category:

Сергей Осташко: ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ С ДЕВИЗОМ «АВОСЬ». Окончание

Оригинал взят у moryakukrainy в Сергей Осташко: ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ С ДЕВИЗОМ «АВОСЬ». Окончание
Рисунок Г.Гармидер: "Старый причал"
Вокруг Европы на велосипеде, на авось
В каюту с человеческим детенышем на руках спустились два парня. Через дверь было видно два видавших виды велосипеда «Старт-шоссе», прислоненные к фок-мачте. Яхта «Авось» явно поворачивалась ко мне новой гранью.
– Ну как, удалось? – спросил Антон.
– Не хочет нас брать, боится чего-то. А говорят, времена изменились.
– А может вон, корреспондент, поможет.
История велосипедистов оказалась такой же сюрреалистической, как и все, связанное с яхтой «Авось».
За полтора года до нашей встречи два украинских хлопчика из Винницы решили поехать в Европу.
Наскоро справив заграничные паспорта – благо дело в постсоветские времена это стало легче – и подремонтировав старенькие велосипеды, они пересекли украинско-польскую границу.

Что послужило официальным основанием пересечения, для меня так и осталось невыясненным. По одной версии – это было приглашение от якобы польских родственников, по другой – купленные в какой-то занюханной турфирме путевки, причем фирма канула в лету еще до внесения полной стоимости уже выданных путевок. Третья версия была связана с неким глобальным велопробегом по местам боевого и трудового бездорожья и разгильдяйства. В подтверждение ее мне демонстрировали полуистертую заметку из газеты «Вечерняя Винница» с фотографиями то ли со старта искомого велопробега, то ли с рейкьявикской встречи Горбачева с Рейганом.

Последнюю, самую секретную версию, мне поведал Миша вечером, уже перед самым отходом судна. Согласно ей, все сказанное ранее – чистая ерунда, а на самом деле они с Андреем (так звали его друга, и это имя я вспомнил точно, в отличие от собственно мишиного) тайно ночью пересекли украинско-болгарскую границу. В эту версию я верю меньше всего, так как, насколько мне известно, Украина если и граничила когда-нибудь с Болгарией, то это было во времена монголо-турецкого ига.


Скорее же всего, все изложенные мне варианты – вымысел, цель которого дезинформация заезжего корреспондента – «иди знай, что он здесь вынюхивает» – и нежелание раскрывать свое «окно» на границе.
Достоверно одно. К моменту встречи с яхтой «Авось» ребята колесили по Европе уже больше года. Я не мог назвать ни одной европейской страны, включая Ватикан и княжество Лихтенштейн, с которой у ребят не были связаны те или иные воспоминания
.


– А как же границы? – спросил я, когда прошло первое удивление и мои журналистские интересы переключились с морского туризма на вело.
– Что границы? Это у нас с этим проблемы, а здесь,… – сам того не заметив, Андрей, говоря о Европе, использовал наречие не «там», а «здесь». – Подъезжаешь к КПП, когда паспорт предъявишь, когда так тебе махнут: проезжай, мол, не задерживай людей. А кое-где и КПП не было. Стоят себе два столба – и тишина.

– Но, вам же нужно было на что-то жить. И где-то ночевать.
– Палатка у нас всегда с собой. Летом – вообще нет проблем, да и зимы в Европе теплые. А на счет питания и прочего – зарабатывали потихоньку, руки-то у нас тоже всегда с собой.

Оказалось, ребята умеют практически все: стенку оштукатурить – пожалуйста, грядку прополоть – будьте любезны. Осенью в Баварии во время сбора урожая их буквально передавали от фермера к фермеру – пригодился опыт советских колхозов. Были и другие заработки. Миша прекрасно играл на гитаре, а Андрей – в шахматы. Оказалось, что в Центральной Европе очень популярна эта старинная игра, и люди готовы подтверждать свою любовь достаточно солидными ставками.

– Что мне, кандидату в мастера, стоит десяток партий выиграть и одну – вначале проиграть, – делился впечатлениями Андрюша, – а вот Мишка в Барселоне своими переложениями русско-украинских мелодий на испанский манер вообще фурор произвел.
На яхту велосипедисты попали случайно, за два месяца до нашей встречи. В одном из портов северной Франции ребят обокрали, причем так, что кроме документов и велосипедов у них не осталось ничего. Расстроенные, они вышли на набережную и, также как и я, углядели российский флаг, поднялись на яхту. И после получасового чаепития услышали от капитана: «Ребята, хватит вам педали крутить, давайте с нами».

– А что, может и вы дальше – с нами, – неожиданно предложила мне Лера. – Через два дня вернется папа, и мы снимаемся на Палермо. А дальше Кипр, Израиль, Египет. К осени пройдем Суэцкий канал, а там Индийский океан, тепло, тропики.
Честно говоря, более заманчивого предложения я не получал за всю свою жизнь. А что если…

Но тут оказалось, что предложение Валерии носит не только бескорыстный характер.

– Понимаете, два дня назад Андрей звонил в Винницу, и узнал, что заболела мать. Ему нужно срочно домой, денег на билеты нет, а тут ваше судно. Он сегодня ездил к капитану, просился хоть матросом, хоть поваренком, но тот – ни в какую. Так, может быть, вы пересядете на яхту, а он – на ваше место?

И тут у меня в мозгу вдруг начала выстраиваться сумасшедшая, но вполне реальная логическая цепочка. «Круиз – не в счет, это командировка. Отпуск за этот год у меня не использован, и он как раз в августе. С отделом кадров я договорюсь, с редактором тоже, он за такой материал мне все простит. Если не отпустит надолго, то через месяц-полтора мы будем в Стамбуле, а там – через день «челноки» из Одессы. А что если…»
– Поехали к капитану, – решительно сказал я.


Капитаны двух категорий

Капитаны бывают разные. Одни даже в самые глухие времена застоя не боялись ради дела нарушить закостенелые параграфы советских инструкций и самостоятельно принимали решения, на согласования которых могли уйти недели. Это они прокладывали новые фарватеры, категорически не рекомендованные нашим судам, это они, чтобы уложиться в график, поднимались в тумане без лоцмана по Миссисипи и получали за это звание Ллойдовского капитана.
И именно они, обвешанные кучей выговоров, тем не менее, составляли гордость советского торгового флота. А были другие, для которых параграф превыше всего. Они не открывали новых земель, не попадали в критические ситуации. Их послужной список был кристально чист. Но любили и уважали все почему-то тех, первых.


Капитан теплохода, на котором я плыл, к сожалению, относился ко второй категории. Он прославился тем, что после отмены института помполитов и крушения социалистической системы два года собственноручно составлял «тройки» для увольнения экипажа в иностранном порту.
Я с ним впервые столкнулся за два года до того, во время первого КВН-круиза. Тогда, каким-то чудом узнав, что в команде Джентльменов ОГУ есть корреспондент «Моряка» (на судне и переборки имеют уши), пригласил меня к себе и, даже не угостив чашечкой кофе, два с половиной часа выяснял, какой именно криминал я ищу на его теплоходе.


Андрею явно не повезло. Будь на судне любой другой капитан, с которым мне доводилось плавать, вопрос был бы решен за 10 минут. Здесь же не помогли ни хвалебные слова из прошлых публикаций, ни обещания хвалить и впредь. Даже заверения по телефону начальника отдела кадров ЧМП, что завтра на судне будет официальный факс с согласием на нашу рокировку не смог его поколебать: «А если мы сегодня снимемся, а вы до завтра что-то натворите, отвечать кто будет?» Эта же формулировка – «отвечать кто будет?» и послужила официальным поводом отказа просто взять на борт парня, у которого на родине заболела мать. Только начало фразы было другим, хотя и похожим: «А если вы здесь что-то натворили, и вас разыскивает Интерпол…»

Яхта «Авось» приехала провожать меня всем экипажем. Даже маленький Глеб, прикорнув на плече у мамы, уютно посапывал в унисон нашим «досвиданиям».
И именно тут, у трапа, неожиданно и выяснилось, что наша встреча имеет отношение и к «Юрию Гагарину». Валерия вдруг хлопнула себя по лбу и спросила: «Вот вы из Одессы и говорили, что ходили на яхте. А не знаете ли вы такого капитана – Кириченко?»



– Данилыча? А вы его откуда знаете? Встречались где-то? – спросил я, прикидывая, что когда «Гагарин» (на фото) пришел в Ленинград, остов яхты «Авось» еще покоился на дне Байкала, а в прошлом году Данилыч вообще не выходил дальше Очакова.

– Да нет, мы о нем в книге прочли, судя по всему – наш человек, – и достала из сумки зачитанный до дыр экземпляр нашей со Славой книги «Хождения за два-три моря».                                                                                                                    

Начало здесь


Сергей Осташко, Моряк Украины, № 14 от 15 апреля 2015-го
Предыдущая часть здесь  


Tags: Морские истории, Осташко Сергей, Путешествия, Яхты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo bumerang777 сентябрь 7, 15:58 Leave a comment
Buy for 500 tokens
Вход здесь
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments